Главная » Статьи » Незрячим полезно » Опыт преодоления

Каково это -- быть слепым кинокритиком

Записал Егор Мостовщиков Фотограф Ирина Бордо ТОММИ ЭДИСОН, создатель Blind
Film Critic, Нью-Йорк:

«Я всегда смеюсь, когда в моем присутствии люди пытаются заменять слова и
выдумывать какие-то обороты, чтобы ненароком меня не обидеть. Зачем? Это же
язык, я и сам так говорю: «Пойду посмотрю фильм», или «Видел недавно
отличное кино». Кинематограф я всегда любил. Книги, конечно, интересны, но
в кино история оживает. Это совсем другое: голоса, музыка, звуковые эффекты.
Помню, как я увидел свой первый фильм -- мама отвела меня на оригинальную
«Вилли Вонку и шоколадную фабрику». До этого мама читала мне книгу, она
мне тоже понравилась, но фильм -- просто вау! Вот тогда я и полюбил кино.

Я слепой с рождения. Родился и рос в городке Гринвич, штат Коннектикут. У
меня три сестры, и родители делали все, чтобы я рос обычным нормальным
ребенком. Слепота никогда не была проблемой -- я даже на велосипеде научился
кататься. Я хорошо знал свой район и ездил небыстро, правда, иногда врезался
в соседские машины, припаркованные на улице. Ходил в обычную школу, только
все учебники у меня были на языке Брайля. А еще с детства я любил две вещи
-- радио и музыку -- и всегда мечтал этим заниматься.

В 20 лет я играл в рок-группе The Tracks на губной гармошке, синтезаторе и
ударных, несколько раз в неделю мы выступали в местных клубах, и
одновременно я работал диджеем на радио. До полуночи выступал, а после ехал
на работу и до шести утра ставил джаз. Потом стал читать новости о пробках
-- да, я был тем парнем, который рассказывал Коннектикуту, где и какие
дорожные происшествия случились. Это было дико весело, и я проработал так
целых 19 лет. А потом мой друг Бен предложил снимать ролики о фильмах,
которые я посмотрел: рассказывать о них с точки зрения слепого человека. Я
постоянно жаловался Бену, что во многих фильмах невозможно проследить
историю, диалоги обрываются, развязка происходит в полной тишине, и в итоге
я не понимаю, что случилось с героями. Первый фильм, который я посмотрел в
качестве критика, был «Крик-4». Откровенно говоря, это полный треш, но
давайте скажем нежнее: на «Оскар» картину не номинировали. Под конец
фильма исчезли все звуки, и я просто не понял, что там произошло. «Тор» с
Крисом Хемсвортом я вообще не смог смотреть: сплошные спецэффекты, а выброси
их, и что останется? Драки и экшен-сцены без разговоров. Скука.

Боевики и всякие блокбастеры я стараюсь не смотреть, мне больше нравятся
комедии, триллеры, драмы. Хотя и тут барахла хватает. Скажем, посмотрел я
«Плохую училку» с Камерон Диас и Джастином Тимберлейком -- просто
отвратительно. Похоже на скетч Saturday Night Live, ничего смешного,
актерская игра никудышная, ситуации ненастоящие. В «Голодных играх» было
достаточно диалогов, чтобы проследить историю, но какая же это чушь
несусветная. Выходят два человека, и все, что они делают -- пытаются не быть
убитыми. И так четыре фильма. Или вот «Титаник» -- я не стал смотреть его,
когда он шел в кинотеатрах, потому что знал: корабль-то утонет. А недавно
его крутили по кабельному, так я вырубился через пять минут: невероятная
скукотища.

Хорошим фильмом можно наслаждаться без картинки, если история правильно и
талантливо рассказана. «Волк с Уолл-Стрит» -- вот это кино! Старый добрый
Скорсезе: садишься и знаешь, что это будет дикое и прекрасное путешествие.
Еще в прошлом году вышел прекрасный фильм «Афера по-американски» --
невероятная игра актеров, пара сюрпризов в финале, ну и Дженнифер Лоуренс,
само собой! Какая актриса, какая игра, просто фантастика. В «Мой парень
псих» от нее дух захватывает. Одна из моих любимых картин -- «Клерки»
Кевина Смита, я в восторге от диалогов Тарантино в «Бешеных псах». Еще
люблю анимацию, а создатель «Гриффинов» Сет Макфарлейн так и вовсе гений.

Самый интересный фильм прошлого года -- «Отрочество». Никто никогда не
сделает ничего похожего. Картину снимали 12 лет: каждый год приезжали к
одним и тем же актерам и фиксировали, как они по-настоящему взрослеют и
стареют. Еще я бы хотел, конечно, посмотреть «Левиафана» Андрея
Звягинцева, но у меня не очень хороший русский -- я знаю всего два слова:
«водка» и «нет». Водку, к слову, я обожаю, но иностранные фильмы в
кинотеатрах показывают с субтитрами, а мне это не очень подходит. Хотя
некоторые зарубежные картины я смотрел с тифлокомментариями -- это когда в
кинотеатре выдают специальный наушник, и там идет дополнительная
аудиодорожка, где описывается все, что происходит на экране. Недавно я был
на кинофестивале в Австралии, на котором показывали картины либо сделанные
людьми с ограниченными возможностями, либо для таких людей. Все шло с
тифлокомментарием, так я посмотрел интересные польские и израильские ленты.

Чтобы оценивать фильмы, я разработал собственную систему под названием
«четыре открытых глаза» -- ну знаете, людей в очках дразнят
четырехглазыми, вот я и решил, что это будет смешно. Например, «Возрождению
Темного Рыцаря» я дал три открытых глаза -- в целом ничего, но многовато
ненужных персонажей и сюжетных линий. Фильмы я выбираю, как и все зрители,
-- смотрю трейлеры. Я сам пользуюсь компьютером и телефоном: помогает режим
озвучивания для слепых. А в кинотеатры хожу с Беном, он же снимает мои
видеорецензии. У нас жесткий уговор: во время просмотра мы не произносим ни
единого слова. Если он что-нибудь объяснит или подскажет, это уже будет не
мой опыт, а его. После сеанса можно вдоволь наговориться, но вообще я весьма
недурно разбираюсь в происходящем на экране.

Реакция на мои рецензии поразительная: я до сих пор не могу поверить, что
людям так интересно, каково это -- быть слепым. Для меня это естественно, я
никогда и не видел этот мир по-другому. А люди иногда пишут: у меня слепая
дочь или сын, я раньше переживал, но, увидев ваш сайт, понял, что все будет
хорошо и они смогут жить, как им захочется. И это правда -- я всего лишь не
вижу, все остальное-то в порядке, понимаете? Я не вижу, как люди стареют, не
различаю расы и цвета кожи, а просто знаю людей такими, какие они есть.
Недавно в Нью-Йорке была неделя Мартина Лютера Кинга -- советую, кстати,
посмотреть фильм «Сельма» о нем, -- так он всегда говорил, что о людях
надо судить не по цвету, а по характеру. Я живу его мечтой. Иногда мне даже
хочется, чтобы все остальные могли увидеть этот мир таким же».

Из рассылок
Категория: Опыт преодоления | Добавил: ivanchay071 (11.04.2015)
Просмотров: 284 | Теги: зримо