Главная » Статьи » Жизненные ценности » Сделай сам

Методичка резьбы по дереву вслепую

1. Творческие задачи резчика по дереву


Начинающему резчику нужно поставить перед собой одно условие: решившись выполнить поделку, следует довести работу до конца и вложить в неё максимум старания.
Подходя к вопросу, как сделать произведение резьбы по дереву, резчик должен в первую очередь помнить о материале - дереве. Нужно знать его свойства, возможности. Прочность и надёжность дерева на удар, давление, возможность восстановления сколов путём склеивания. Кроме того, необходимо знать правила защиты древесины от влияния атмосферы, влаги, порчи насекомыми, растрескивания и др.
Выбор древесины для резьбы.
Нельзя указать на конкретный сорт древесины, как самый лучший для начинающего резчика. Например, при использовании липы неопытный резчик может легко испортить поделку из-за лёгкости срезания древесины и её мягкости. Липа больше подходит для профессионального мастера. Важное значение имеют особые сорта древесины. Светлое и однотонное дерево подойдёт для скульптуры лица. Для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину. Ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или в прорезной резьбе. Выбор сорта древесины, источник её приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе.
Начинающему резчику следует обратить внимание на то, что эстетическая ценность поделки, качество её выполнения, находится в прямой зависимости и от выбора материала, и от творческого замысла резчика.
Художественная обработка древесины, и необходимые для этого инструменты.
Для выполнения многих резьбовых работ от исполнителя требуется повышенное чувство объёма и формы изделия, присущие художнику и скульптору. Без этого чувства невозможна резьба сложных объёмных изделий, фигур людей и животных, а также сложных растительных орнаментов и украшений.
Начинать практику резьбы можно с использования простейших инструментов - перочинного ножа, напильников и шкурок. Для более сложной резьбы необходимы специальные инструменты. В первую очередь требуются топор, пила, рубанок, шерхебель.
Непосредственно для резьбы нужны стамески: плоские и полукруглые, ножи и резаки, клюкарзы и царазики. Вспомогательные инструменты и материалы: тиски, струбцины, точильный станок, электролобзик, наждачная бумага, морилка, лак.

2. Виды и элементы резьбы по дереву


Резьбу по дереву по её виду и технике исполнения условно можно разделить на: плосковыямчатую, плоскорельефную, рельефную, прорезную, скульптурную и комбинированную.
а. Плосковыямчатая резьба по названию происходит от двух характеристик: плоскость и выемки, сделанные на ней. Она подразделяется на два подвида: геометрическую и контурную. В геометрической резьбе фигуры имеют геометрическую форму и выполняются в виде прямолинейных и дугообразных элементов: треугольники, ромбы, цепочка, змейка, глазки, лесенки и др. Контурная резьба включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур линией - выемкой резко выражена.
б. Плоскорельефная резьба. Название получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям. Это создаёт иллюзию рельефа. Подвиды резьбы: резьба с заоваленными контурами, заоваленная резьба с подобранным фоном, рельефно-заоваленная резьба.
в. Рельефная резьба. Называется так, потому что изображение является выпуклым по отношению к фону и полностью художественно обработано в пределах глубины фона. Подразделяется на барельеф и горельеф.
г. Прорезная резьба. Эта резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения взаимно связаны и вместо фона окружены прорезами.
д. Скульптурная резьба. Это художественно обработанная со всех сторон объёмная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона.
е. Комбинированная резьба. Это резьба, которая включает в себя детали или элементы основных видов резьбы, а также прямые формы.

3. Техника безопасности при работе с древесиной и инструментами


Нарушение правил безопасности нередко приводит к тяжёлым последствиям. Резчик всегда должен представлять, куда будет двигаться лезвие инструмента при нормальной работе и в случае, если инструмент сорвётся. При этом на пути инструмента не должны оказаться рука или нога работника.
Важный момент! Начинающему резчику можно порекомендовать заниматься резьбой по дереву на широкой рабочей доске. Она защитит колени от травм. Работа на ней идёт увереннее и быстрее. Людям с нарушением мелкой моторики рук лучше всего применять струбцины и другие зажимные устройства для закрепления изделий.

Инвалиду по зрению предпочтительно держать стаместку за середину лезвия во время грубой обработки древесины. Это позволяет избегать резких срывов, так как рабочая рука всё время или периодически уперается в загатовку будущего изделия.
Для работы на столе нужно иметь доску с двумя противоположными упорами. Одним упором доска цепляется за край стола или верстака, не позволяя ей ёрзать, а в другой – верхний на противоположном конце доски можно упирать заготовку. Это одна из гарантий вашей безопасности.
Увлечённость резьбой, переходящая в усталость, так же может быть причиной травм. Работа с некоторыми породами дерева или с лаком может вызвать аллергию у отдельных людей. Но особенно осторожным необходимо быть при работе с электроприборами.

4. Подготовка к работе.


Рабочее место резчика должно быть хорошо освещено. Особенно, это касается инвалида по зрению, имеющего небольшой подгляд. На столе не должно быть никаких лишних предметов, мешающих работе. Перед началом работы резчик должен проверить все инструменты и при необходимости довести их заточку на оселке или пасте Гойя до идеального состояния. После этого нужно выбрать подходящий материал: деревянный брусок или доску без сучков и трещин.

5. Выпиливание разделочной доски.


Сначала рисуем на одной стороне выбранной доски контур заготовки. Если начинающий резчик слабовидящий или полностью незрячий, то для этого можно использовать шаблон из толстого картона или аргалита. Затем зажимаем доску в тисках или струбцинах и выпиливаем заготовку лобзиком по контуру. Если изделие должно иметь прямые углы, то для выпиливания можно использовать обычную ножовку.

6. Обработка изделия с помощью ножа и напильника.


После того как заготовка разделочной доски готова, её края и ручку следует обработать перочинным ножом и напильником. Необходимо срезать с изделия все неровности и лишнюю древесину, которую невозможно было убрать с помощью лобзика или пилы. При этом нужно следить за тем, чтобы не было сколов, если нож идёт вдоль волокон древесины. Плоским напильником по дереву сглаживаются торцевые края доски.

7. Шлифовка разделочной доски наждачной бумагой.


Чтобы деревянное изделие было ровным и гладким, его поверхность зачищается шкуркой, сначала грубой, а потом более мелкой. Шлифовать заготовку следует как поперёк, так и вдоль волокон, но лучше всего круговыми движениями. Для удобства работы наждачную бумагу можно приклеить к специальному бруску.

8. Изготовление деревянной ложки.


Приступая к работе, в первую очередь следует вырезать из картона шаблон будущей ложки или просто нарисовать её эскиз. Затем нужно выбрать подходящий материал (доску определённой толщины) и сделать пропилы в наиболее глубоких местах заготовки через каждые 5-7 см., оставляя 5 мм. припуска на обработку стамесками. Лишнюю древесину срубить тапором или срезать ножом, не допуская сколов и зарубок. Так получается заготовка изделия.

9. Грубая обработка заготовки инструментами.


С помощью больших полукруглых стамесок срезаем древесину с определённых участков, оставляя пару миллиметров до края шаблона для более тщательной обработки. При этом обязательно следим за направлением волокон древесины.
При обработке самого черпака ложки, с внешней стороны древесину нужно срезать от центральной части к краям, а с внутренней – от краёв к центру. Главное в этом деле не переборщить, и не проделать дырку.

Важный момент! Стамеску следует держать вертикально по отношению к срезаемым краям загатовки. Кроме того, древесину нужно срезать стружками толщиной в 2-5 мм. Если брать больше, то будет труднее резать. Инвалидам по зрению, перед тем как делать срез лишней древесины, необходимо свободной рукой убедиться, что стамеска стоит в нужном месте. После этого пальцы надо убрать, придерживая будущее изделие сбоку или позади режущего лезвия.

10. Окончательная доработка изделия.


Основную форму заготовки начинаем обрабатывать более пологими и мелкими стамесками, а также угловым резаком и ножом, постепенно придавая ей вид будущего изделия. Древесину нужно срезать, не спеша, и в основном поперёк волокон. После этого окончательно вырезаются все мелкие детали.
Важно! При доработке изделия инвалиду по зрению желательно держать инструменты, как карандаш. То есть таким образом, чтобы указательный палец лежал на конце лезвия и одновременно ощущал срезаемую древесину в нужном месте.
Готовую лошку на некоторое время можно оставить в сухом месте, обернув бумагой, если использованный материал был недостаточно высохшим.

11. Шлифовка, морение и лакировка деревянной ложки.


Когда ложка полностью готова её необходимо как следует пошкурить наждачной бумагой различной зернистости, чтобы поверхность древесины стала гладкой.
Если ложка вырезана из породистой древесины с красивой текстурой, покрывать её морилкой не следует. В ином случае можно 2-3 раза протереть её тампоном, смоченным водной морилкой нужного цвета по вашему желанию. После высыхания ложки, её можно ещё раз прошкурить нулевой шкуркой, чтобы придать изделию более красивый вид, так как выступающие части получатся немного светлее.
Для лакирования изделия лучше всего использовать лак НЦ- 222 или акриловый лак. Лак наносится на поверхность широкой кистью или марлевым тампоном тонкими слоями. При использовании лака таких слоёв должно быть не менее 3-пяти. Однако, при такой работе лучше всего следовать инструкциям, написанным на банке с лаком.

12. Изготовление фруктового лотка в виде древесного листа.


Приступая к работе, в первую очередь следует вырезать шаблон будущего изделия или просто нарисовать его эскиз. Затем нужно выбрать подходящий материал (доску определённой ширины и толщины) и выпилить известным методом заготовку необходимых размеров с припуском на обработку стамесками. Лишнюю древесину срезаем тапором или ножом, не допуская сколов и зарубок. Так получается заготовка изделия.

13. Обрезка заготовки по контуру.


С помощью больших полукруглых стамесок обрезаем древесину по контуру шаблона, оставляя пару миллиметров для более тщательной обработки.

14. Грубая обработка заготовки с двух сторон.


После того, как получены общие очертания будущего изделия, необходимо срезать древесину с внешней, то есть нижней стороны заготовки, а затем выбрать лишнюю древесину с внутренней стороны, чтобы придать листу изгиб. При этом обязательно следим за направлением волокон древесины.
С внешней стороны древесину нужно срезать от центральной части к краям, а с внутренней – от краёв к центру, как в примере с ложкой.

15. Окончательная доработка изделия.


Основную форму заготовки начинаем обрабатывать более пологими стамесками , постепенно придавая ей вид будущего изделия. Древесину нужно срезать, не спеша, и в основном поперёк волокон.

16. Изготовление божьей коровки.


Чтобы вырезать жука, необходимо взять брусок необходимых размеров и крупными стамесками обрезать его со всех сторон, постепенно придавая овальную форму с закруглёнными краями, оставляя с нижней части края древесины для вырезки лапок жука. Затем с помощью угловой стамески нужно прорезать на поверхности овала крылья и голову, а мелкими стамесками и угловым резаком вырезать по нижнему краю шесь лапок.
Инвалид по зрению, ни разу не державший в руках ни одного жука, может попросить кого-нибудь, чтобы ему вылепили из пластелина божью коровку необходимых размеров в качестве наглядного образца.

17. Шлифовка листа и насекомого.


Когда оба изделия полностью готовы, их необходимо как следует пошкурить наждачной бумагой, чтобы поверхность древесины стала гладкой и ровной.
При желании божью коровку можно приклеить к листу для дополнительного декора фруктового лотка.

18. Изготовление деревянного яблока.


Для того, чтобы вырезать объёмное скульптурное изделие нам понадобится его образец, то есть настоящее или вылепленное из пластилина яблоко. Шаблоны или эскизы в данном случае не годятся. Затем нужно выбрать подходящий материал и выпилить заготовку необходимых размеров с припуском на обработку.

19. Грубая обработка заготовки со всех сторон.


С помощью больших полукруглых стамесок срезаем древесину по краям деревянного обрезка, оставляя место для черенка с листочком. После того, как получены общие очертания яблока, необходимо срезать всю лишнюю древесину, чтобы придать изделию округлость. Затем вырезаем листик, прилегающий к яблоку. При этом обязательно следим за направлением волокон древесины.

20. Окончательная доработка изделия.


Основную форму заготовки начинаем обрабатывать мелкими и пологими стамесками, а затем угловым резаком, постепенно придавая ей вид будущего изделия. Древесину нужно срезать, не спеша, придерживая лезвие инструмента пальцем, и в основном поперёк волокон.

Все новые деревянные изделия выполняются аналогичным образом.

Ссылки на полезные сайты:


Авторский сайт
http://tvorets-ra.ru/

самодельные инструменты и опыт других мастеров
http://rezbaderevo.ru/instrument

Город-магазин инструмента для резчиков, столяров, реставраторов
http://stameskino.ru/

АЛЕКСАНДР РОМАНОВ
Категория: Сделай сам | Добавил: ivanchay071 (07.10.2014)
Просмотров: 1420 | Теги: зримо